АСП "сельсовет "Капир-Казмалярский"
село Капир-Казмаляр

Природоохранный прокурор разъясняет

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство об административной ответственности за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства

C 03.05.2024 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 22.04.2024 № 86-ФЗ.

Кодекс дополнен статьей 10.8.1, устанавливающей административную ответственность должностных лиц, предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при их хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации.

За данное правонарушение часть 1 указанной статьи предусматривает штраф:

- на должностных лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тысяч до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц – от 250 тысяч до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Предусмотрено (ч. ч. 2, 3 ст. 10.8.1 КоАП РФ), что административная ответственность может быть увеличена в случае повторного совершения указанного правонарушения либо в случае действия (бездействия), повлекшего причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

Размер максимальных штрафов составит: для должностных лиц – от 50 до 60 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – от 80 до 90 тысяч рублей, юридических лиц – от 500 до 600 тысяч рублей.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2024 № 439 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных участников аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, договоров пользования водными биологическими ресурсами, договоров пользования рыболовным участком.

Реестр недобросовестных участников аукционов с 1 сентября 2024 года будет вести Росрыболовство.

В реестре начнут учитывать лиц, которые уклоняются от заключения по итогам электронных аукционов договоров в сфере рыболовства. Правительство утвердило правила его ведения, чтобы с указанной даты поправки к Закону о рыболовстве смогли заработать в полной мере.

Новшество коснется договоров о закреплении доли квоты на добычу водных биоресурсов, закреплении и предоставлении доли квоты на вылов крабов в инвестиционных целях, а также договоров пользования водными биоресурсами и рыболовными участками (в т.ч. для добычи анадромных видов рыб).

В реестр попадут уклонившиеся от заключения договора:

- победители аукциона;

- лица, с которыми в случае признания его несостоявшимся должен был заключаться договор или соглашение об участии в социально-экономическом развитии региона.

Ведомство будет вести электронный реестр на площадке ГИС «Торги».

Сведения о юридических лицах и предпринимателях, а также ссылку на извещение об аукционе разместят в течение 3 рабочих дней. Этот срок отсчитывается с даты, когда Росрыболовство внесет в ГИС информацию об уклонении или, когда получит ее от организатора аукциона.

Сведения исключаются из реестра через 3 года. Удалить их раньше можно только в судебном порядке, если заинтересованное лицо обжалует внесение данных и их содержание.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство об особо охраняемых природных территориях

Положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не урегулированы на комплексной основе вопросы изменения статуса, упразднения, ликвидации особо охраняемых природных территорий.

При этом согласно пунктам 3, 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природнозаповедный фонд.

Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны с Минприроды России.

Согласно позиции Минприроды России, изменение границ ООПТ также является изменением режима охраны ООПТ.

Законом № 33-ФЗ, Порядком ведения государственного кадастра ООПТ, утвержденным приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69, а также Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532, вопросы ликвидации ООПТ не урегулированы, исключение из ЕГРН сведений об ООПТ в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений о ликвидации ООПТ не предусмотрено.

Учитывая изложенное, в настоящее время исключение каких-либо сведений об особо охраняемых природных территориях из Единого государственного реестра недвижимости возможно только на основании вступившего в силу решения суда, содержащего соответствующие указания органу регистрации прав.

Охрана атмосферного воздуха


Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», далее Закон № 96-ФЗ).

Источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества (ст. 1 Закона
№ 96-ФЗ).

Установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух.

Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(ст. 16 Закона № 96-ФЗ).

Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ).

Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 № 498, устанавливаю обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (далее – газоочистная установка, ГОУ) (далее – Правила № 498).  

Правила не распространяются:

- на ГОУ от передвижных источников;

- на ГОУ, являющиеся неотъемлемой частью технологического оборудования и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух;

- на ГОУ, расположенные внутри производственных помещений и не осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ непосредственно в атмосферный воздух (п. 2 Правил № 498).

ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ. (ст. 16.1 Закона 96-ФЗ, п. 9 Правил № 498)

Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Данная документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ. (п. 18 Правил № 498).

Технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное (п. 21 Правил
№ 498).

Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за загрязнение атмосферного воздуха, нарушения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов:

Административная ответственность:

Часть 3 статьи 8.21 КоАП РФ:

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Уголовная ответственность наступает по ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.  

https://static.mvd.ru/upload/site1462/document_news/femidakodeks-400x270.jpg

О нарушениях закона можно сообщить:

В Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру по адресу: ул. Дарвина, д. 9, г. Тверь, 170034 или через Интернет-приемную на Едином портале прокуратуры и через Единый портал государственных услуг.


скачать буклет

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды).

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2024 № 300 утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды).

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в соответствии с компетенцией:

- Министерством природных ресурсов и экологии РФ,

- Министерством сельского хозяйства РФ,

- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,

- Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии,

- Федеральными агентствами лесного хозяйства, по недропользованию, водных ресурсов, по рыболовству,

- Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии,

- исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

- Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Постановлением установлено, что государственный экологический мониторинг осуществляется посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды.

Кроме того, внесены изменения в Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, водных биологических ресурсов, Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды и иные документы.

Постановлением установлено, что в федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды размещаются: сведения, полученные при осуществлении государственного мониторинга водных объектов; информация, включенная в состав Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; информация о радиационной обстановке; информация о расположении мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и иные сведения.

Дербентская межрайонная прокуратура разъясняет законодательство об охране лесов от пожаров.


С 01.01.2024 вступили в силу поправки в Лесной кодекс Российской Федерации.

Вводится понятие "уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар", под которым понимается состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по ликвидации ландшафтных (природных) пожаров. Указанные уровни реагирования устанавливаются Правительством РФ.

Нововведения коснулись ст. 53.1 Лесного кодекса РФ:

- введено понятие противопожарного обустройства лесов, которое представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров;

- дополнительно предусматривается создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

- статья дополнена новой частью, в которой предусмотрен перечень мероприятий, включенный в противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах, а именно издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации; проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения; иные мероприятия, предусмотренные лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

В Лесной кодекс РФ введена новая статья 53.9 - меры экстренного реагирования. Меры экстренного реагирования - это комплекс мероприятий, направленных на оперативное привлечение сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса полномочия, в тушении лесных пожаров на землях лесного фонда.

Меры экстренного реагирования включают в себя:

1) обеспечение готовности сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования на лесные пожары;

2) оперативную доставку федерального резерва экстренного реагирования к местам тушения лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, и обратно к местам постоянной дислокации, в том числе авиационными средствами;

3) тушение лесных пожаров, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о применении мер экстренного реагирования.


Дербентской межрайонной природоохранная прокуратура разъясняет судебную практику о взыскании с организации убытков за уклонение от заключения государственного контракта.


Арбитражным судом Московского округа оставлены в силе решения нижестоящих судов о взыскании с организации убытков за уклонение от заключения государственного контракта.

Суд взыскал разницу в цене контракта с организации, уклонившейся от заключения контракта.

Так, организация была признана победителем в электронном аукционе ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» на поставку средств индивидуальной защиты. Несмотря на это, фирма уклонилась от заключения контракта и не представила обеспечение его исполнения, а второй участник отказался от возможности его подписания. Это послужило причиной проведения заказчиком новой закупочной процедуры, по результатам которой товар приобретен по более высокой цене.

Суды пришли к выводу о наличии причинно-следственной связи между бездействием организации – «уклониста» и дополнительными затратами заказчика, в связи с чем взыскали разницу между предложенной победителем в первоначальной закупке цене и стоимостью контракта по итогам повторной закупки.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2024 № 305-ЭС23-25551 в передаче кассационной жалобы участника закупки для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.


Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура
разъясняет: Подписан закон о запрете создания новых скотомогильников


Федеральный закон от 12.12.2023 № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на совершенствование регулирования отношений в области обращения с биологическими отходами.

Согласно Федеральному закону биологическими отходами признаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, ветеринарные конфискаты, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Предусматривается подразделение биологических отходов на две категории: умеренно опасные биологические отходы и особо опасные биологические отходы.

Федеральным законом устанавливаются особенности сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов. В частности, допускается уничтожение биологических отходов только с использованием объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников.

Кроме того, запрещается создание новых скотомогильников и предусматривается ликвидация существующих скотомогильников в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации (за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, заражённые возбудителем сибирской язвы).

Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся учёта организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, а также объектов уничтожения биологических отходов. Устанавливается, что данный учёт осуществляется Минсельхозом РФ посредством включения соответствующей информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии.

Определяются особенности содержания и (или) эксплуатации объектов биологических отходов и ликвидации скотомогильников.

В Водный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым правовым регулированием отношений в области обращения с биологическими отходами.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положения о запрете строительства новых скотомогильников, оно начнет действовать с 1 сентября 2024 года. Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.


Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: С 1 марта 2024 года установлена административная ответственности за нарушение порядка предоставления информации во ФГИС учета твердых коммунальных отходов и учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.


С 1 марта 2024 года установлена административная ответственности за нарушение порядка предоставления информации во ФГИС учета твердых
коммунальных отходов и учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Статья 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации дополнена положениями об административной ответственности:
- за нарушение сроков или периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов либо размещение в указанной системе недостоверной информации или информации не в полном объеме предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц – от 3 до 6 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 70 тыс. руб., на юридических лиц – от 70 до 150 тыс. руб.;
- за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления сроков или периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов либо размещение в указанной системе недостоверной информации или информации не в полном объеме предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.
Добавлена новая статья 8.5.3 КоАП РФ предусматривающая наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 70 тыс. руб., на юридических лиц – от 70 до 150 тыс. руб., за нарушение порядка представления информации в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности либо порядка ее размещения в данной системе


Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения в законодательстве в сфере охраны лесов от пожаров

В целях реализации положений Федерального закона от 24.07.2023 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством Российской Федерации и Рослесхозом России издан ряд важных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы предупреждения и ликвидации лесных и природных пожаров (постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2263, от 27.12.2023 № 2332).

Введено понятие «уровень реагирования на ландшафтный (природный) пожар», под которым понимается состояние готовности органов управления и сил, в задачи которых входит тушение ландшафтных (природных) пожаров, требующее от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по их ликвидации. Указанные уровни реагирования устанавливаются Правительством России.

Утверждены муниципальный, региональный и федеральный уровни реагирования, устанавливаемые органом местного самоуправления, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и решением федерального штаба по координации деятельности по тушению лесных пожаров или решением соответствующей Правительственной комиссии соответственно.

Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.

В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств).

При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых лесные пожары тушатся с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (зоны контроля лесных пожаров).

Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров, и осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации, которые разрабатываются на 5 лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство в сфере содержания диких животных в неволе.


Условия неволи – это искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» установлено, что дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, подлежат конфискации.

Конфискованные дикие животные подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение этих животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с такими животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 № 795. Так, запрещено содержать и использовать животных, представляющих опасность для их владельцев (крупных хищных животных, ядовитых животных), а также животных, привычная среда обитания которых значительно отличается от условий содержания их в неволе. Это может отрицательно повлиять на состояние здоровья диких животных, вплоть до гибели.

В список запрещенных диких животных вошли, в том числе тигры, львы, медведи.

При этом если животное приобретено до 1 января 2020 года, оно может находиться на содержании владельца до наступления естественной смерти такого животного.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 № 819 установлены особые случаи, при которых допускается содержание и использование животных, запрещенных к содержанию, с обязательным уведомлением территориального органа Росприроднадзора и включают в себя:

- временное содержание пострадавших и (или) травмированных животных из перечня запрещенных к содержанию, находящихся в состоянии, которое не позволяет возвратить их в среду обитания, до момента их передачи в приюты для животных, питомники для животных, организации, осуществляющие реабилитацию диких животных;

- лечение животных и искусственное выкармливание детенышей и молодняка животных сотрудниками зоопарков, зоосадов, цирков, зоотеатров, дельфинариев, океанариумов, а также сотрудниками приютов для животных, питомников для животных, организаций, осуществляющих реабилитацию и реинтродукцию диких животных, при наличии соответствующих решений руководителей указанных организаций.

Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации, на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов.

Законодательство предусматривает обязательность получения разрешения на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания от специально уполномоченных государственных органов.

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию.

Несоблюдение вышеизложенных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность:

ст. 7.11 КоАП РФ – пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения;

ст. 8.35 КоАП РФ – причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, в том числе их уничтожение;

ст. 8.37 КоАП РФ – нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира;

ст. 245 УК РФ – жестокое обращение с животными;

ст. 258.1 УК РФ – незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений


В преддверии новогодних праздников особенно актуален вопрос о незаконной рубке ёлок и сосен.

Статьей 16 Лесного кодекса РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). За незаконную рубку леса предусматривается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Статьей 8.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан в виде штрафа в размере для граждан до 4 тысяч рублей, для юридических лиц - до 300 тысяч рублей.

Приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины наказывается штрафом для граждан в размере до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц до 700 тысяч рублей. В случае если незаконная рубка совершена с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершена в лесопарковом зеленом поясе, граждан ожидает штраф в размере до 5 тысяч рублей, юридических лиц – до 500 тысяч рублей с конфискацией орудия совершения правонарушения.

Если в действиях лица установлены признаки незаконной рубки лесных и (или) иных насаждений в значительном размере, в крупном размере или в особо крупном размере cтатьей 260 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, санкция которой предусматривает возможность назначения наказания, как не связанного с лишением свободы, так и лишения свободы виновного лица.

Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

Так, за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены группой лиц или лицом с использованием своего служебного положения или в крупном размере, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет со штрафом и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

А за деяния, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, может последовать лишение свободы уже на срок до семи лет.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от исполнения обязанности по компенсации вреда, причиненного лесным насаждениям.

Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет новые требования в законодательстве об охране окружающей среды в деятельности по обращению с отходами, принятые с целью реализации федеральной программы «Экономика замкнутого цикла»


С 01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом урегулирован порядок обращения со вторичными ресурсами и побочными продуктами производства.

Ко вторичным ресурсам отнесены отходы, которые в результате их раздельного накопления, сбора или обработки либо образованные в процессе производства могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии.

Хозяйствующие субъекты обязаны самостоятельно обеспечить утилизацию вторичных ресурсов либо передать их другим лицам в целях утилизации.

Физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, также обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

Вторичное сырье - это продукция, полученная из вторичных ресурсов.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, и не являющиеся целью данного производства, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

Хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение указанных веществ и предметов к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения их в федеральный классификационный каталог отходов.

Побочные продукты производства подлежат отдельному учету обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Ежегодно до 25 марта хозяйствующие субъекты должны представлять в уполномоченные государственные органы информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам.

Указанная информация отражается также в программе производственного экологического контроля.

При обращении с побочными продуктами производства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов и лесов.

По общему правилу побочные продукты производства не признаются отходами.

Отходами такие побочные продукты являются в двух случаях:

- если они были размещены на полигоне;

- если в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 4249-р установлен перечень веществ и (или) предметов, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства. Среди них указаны воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов, растворы, содержащие соли и оксиды ртути, отработанные при технических испытаниях и измерениях, и ряд других.


Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения в порядке предоставления геологической информации о недрах.


С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый порядок предоставления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды.

Приказом Минприроды России № 547, Роснедр № 04 от 23.08.2022 обновлен Порядок представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, который будет действовать по 31 августа 2029 г.

Ответственными за представление такой информации о недрах являются:

— пользователь недр по лицензии на пользование недрами;

— государственное (бюджетное или автономное) учреждение, находящееся в ведении Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов и осуществляющее мероприятия по государственному геологическому изучению недр на основании государственного задания (далее — подведомственное учреждение);

— исполнитель по государственному контракту.

Порядком уточнены сроки предоставления пользователями недр первичной и интерпретированной геологической информации.


Дербентская межрайонная природоохранная разъясняет возможность получения решений по установлению санитарно-защитных зон на Едином портале государственных и муниципальных услуг


Прокуратура информирует о возможности получения государственной услуги «Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны» (далее – Услуга) на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ).

Заявитель теперь может подать на ЕПГУ заявление о выдаче такого решения. Услуга опубликована по адресу: https://www.gosuslugi.ru/609959.

Обращаем внимание на то, что услуга предоставляется в электронном виде в рамках эксперимента, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования».

При подаче заявления и получение результата оказания Услуги в электронной форме посредством ЕПГУ заявитель соглашается с условиями эксперимента.

Результатом Услуги является выдача решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и внесение сведений о выданном решении об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в единый электронный реестр Роспотребнадзора.


Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет изменения, внесенные в лесное законодательство.


Федеральным законом от 24.07.2023 № 343-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, осуществление рубок лесных насаждений допускается в защитных лесах, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением:

- случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации (осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создание и расширение территорий морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений; линейных объектов);

- случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. При заготовке древесины в защитных лесах допускается создание объектов лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации.

Сокращены сроки экспертизы проектов освоения лесов и рассмотрения проектов лесовосстановления.

В соответствии с поправками в Лесной кодекс РФ сроки проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов сокращаются вдвое – с 30 до 15 рабочих дней, а сроки согласования проектов восстановления и разведения лесов – втрое, с 15 до 5 рабочих дней.

Кроме того, уточняется порядок осуществления охраны лесов от пожаров и применения мер экстренного реагирования.

Внесенными изменениями закреплено, что охрана лесов от пожаров включает в себя, помимо выполнения мер пожарной безопасности и тушения пожаров, также лесопожарное зонирование и выполнение мер экстренного реагирования.

Меры экстренного реагирования включают в себя обеспечение готовности сил и средств федерального резерва экстренного реагирования, их оперативную доставку к местам тушения лесных пожаров, в том числе авиационными средствами, а также непосредственно тушение лесных пожаров. Создание и применение федерального резерва экстренного реагирования отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений.

скачать документ


Правительством Российской Федерации определен особый порядок 
обращения с незаконно заготовленной древесиной:


Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2023 № 50 утверждены Положения, регламентирующие порядок и условия распоряжения 
изъятой при производстве по делам об административных правонарушениях или в ходе досудебного производства по уголовным делам древесины и полученных из нее 
лесоматериалов.
Древесина и (или) полученная из нее продукция подлежат передаче в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.28 КоАП РФ, - на основании решения должностного лица органа, уполномоченного принимать решение об изъятии древесины и полученной из нее продукции (далее – уполномоченный орган), а изъятая в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 191.1, 226.1 и 260 УК РФ, – на основании решения суда, принятого в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Стоимость древесины и полученной из нее продукции в целях ее реализации устанавливается исходя из размеров такс для исчисления стоимости незаконно заготовленной древесины для целей ст. 191.1 УК РФ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2306.
В случае, если древесина и (или) полученная из нее продукция пришли в негодность за время реализации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует ее утилизацию или уничтожение на основании способа распоряжения, определенного уполномоченным органом или судом.


Дербентская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет:


«Особенности государственного контроля (надзора) в 2023 году»

С 03 октября 2022 действуют изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022  336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», касающиеся особенностей государственного контроля субъектов предпринимательской деятельности.

Установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в 2023 году будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Названные ограничения не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.

В случае нарушения прав следует обращаться в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.

скачать документ


Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет порядок организации обращения с опасными отходами

Действующим законодательством предусмотрена обязанность лиц
по утилизации образованных ими отходов надлежащим способом.
За несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность.

Твердые коммунальные отходы подлежат размещению в контейнеры, расположенные на придомовых территориях многоквартирных домов, однако,
не все отходы, образующиеся в быту граждан, могут быть утилизированы
в обычный контейнер.

Например, отходы повышенного класса опасности такие как, батарейки, термометры или ртутные лампы нельзя выбрасывать в такой контейнер,
они должны утилизироваться специальным способом.

Так, в случае если многоквартирный дом обслуживается управляющей компанией, обязанность по организации накопления таких отходов (отработанных ртутьсодержащих ламп, бытовой техники и др.) и их передаче в организации, имеющие необходимые лицензии на утилизацию, возлагается именно
на управляющую компанию.

Также утилизация опасных отходов возможна в специальных пунктах приема, информацию о которых можно получить в сети «Интернет»

скачать документ


Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой с 17 апреля по 1 мая 2023 год на территории 17 поднадзорных субъектов Российской Федерации Волжского бассейна организовано проведение «горячей линии» по вопросам исполнения законодательства об охране и использовании лесов, в том числе об обеспечении пожарной безопасности в лесах. Обращения принимаются по телефону Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры: 8-958-570-10-64

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры: 8-910-937-34-93;

Направить сообщение в электронном виде можно на сайте Волжской прокуратуры на Едином портале природоохранной прокуратуры в разделе «Обращение в прокуратуру». Вы можете обратиться по любым вопросам, относящимся к компетенции Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, сообщить об известных фактах нарушения правил пожарной безопасности в лесах (обустройства минерализованных полос, просек, противопожарных разрывов), о незаконных рубках, фактах незаконной реализации древесины, о захламлении лесов отходами и об иных нарушениях лесного законодательства.

Информация, содержащая сведения о нарушениях закона, будет являться основанием для организации проверочных мероприятий.


Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie